Лень - извечная проблема, которая беспокоит всех людей. Кто из нас хоть раз не порицал себя за просмотр развлекательных шоу вместо работы? Чтобы бороться с ленью, нужно для начала правильно установить ее причины.
Ленью называют состояние, когда что-то очень нужно сделать, но человек этого не делает. Объясняет он это кратким "не хочется". Мы не делаем что-либо, когда не видим в этом смысла, или результат деятельности слишком далек от нас. Поясним на примере. Фермер выращивает картофель. Он знает, что если как следует позаботится об урожае, то у него получится много качественного продукта. Его он продаст на рынке и сможет на полученные деньги купить другую еду и новую одежду. У фермера есть понимание: не пошел выращивать картофель - остался без средств к существованию. А теперь представьте школьника, которого безуспешно пытаются запугивать карьерой дворника из-за плохих оценок. "И как это тройка по химии ведет к жизни на улице в коробке из-под холодильника?" - справедливо возмущается он.
Мы не призываем выселять нерадивых школьников из квартир, только обращаем внимание на эту существенную деталь. У фермера в голове есть параллель между картофелем и бедностью, у школьника - нет. Соответственно, сильнейшая мотивация не остаться на улице есть только у первого. Ученику же нужна другая. За плохие оценки он может получить вполне осязаемый результат здесь и сейчас: лишиться компьютера, например. Тогда нужная параллель в голове сформируется, и он начнет учиться.
Смена мотивации работает как один из вариантов. К примеру, вам не хочется готовиться к экзамену в университете. Вроде и что-то почитать надо, а может удастся списать? Есть четкая цель - учить билеты нужно затем, чтобы сдать экзамен. А потом забыть эти вопросы об экономических процессах как страшный сон. Почему бы не поставить целью понять эти самые процессы, чтобы стать хорошим экономистом, возможно, лучшим в своей области? Студенты об этом обычно не думают. Для них задачей становится сдача экзаменов, а не получение знаний, и в результате каждая сессия оборачивается пыткой.
Можно, как в ситуации со школьником и компьютером, принудить себя к учебе, используя мгновенный кнут. Не выучил пару билетов сегодня - остался без тортика на ужин. Вот только поблизости уже нет заботливых родителей, и следить за соблюдением этих правил приходится самому. Здесь очень важно не перестараться и не заниматься самобичеванием. Не говорите себе, какой вы ужасный человек и никчемный студент, это не приведет к результату. Наложите на себя какие-то санкции, которые будут мотивировать, а не отбрасывать назад. "Раз я такой никчемный, то и учить нечего, все равно мне ничего не светит". Чтобы не попадать в такие мысленные ловушки, нужно ставить перед собой адекватные цели. Не пытайтесь выучить сорок билетов за ночь, разбейте эту задачу на месяц.
Метод кнута и пряника предполагает, разумеется, не один только кнут. Вводите систему поощрений, но такую, которая будет иметь ценность конкретно для вас. Может, в перерыве между зубрежкой билетов вам приятнее заниматься рисованием, а не поглощением хлебобулочных изделий. Вы себя знаете лучше - значит, выбирайте методы, которые подходят вам. И помните про то, что каждый конкретный результат должен иметь конкретное, полученное в ближайшем будущем, последствие.